heilgard (heilgard) wrote in fem_school,
heilgard
heilgard
fem_school

Доклад Натальи Биттен, прочитанный на занятии 16 декабря

Женщины и СМИ

Наташа Биттен (ИГ «За феминизм»)

Введение

Тему «Женщины и СМИ» следует рассматривать в нескольких аспектах:

1.       Представленность женщин в средствах массовой информации. Что подразумевает анализ числа женщин в журналистской профессии, их положения в отрасли (в частности, представленность женщин на руководящих должностях).

2.       Образы женщин в журналистских и рекламных материалах (как именно транслируются женские образы в СМИ). Здесь также исследуются количественные и качественные характеристики.

3.       Представленность интересов женщин в СМИ как социальной группы (доступ женщин к СМИ).

Также для полноты информации необходимо знать, какие российские и международные документы (законы, конвенции, соглашения) регулируют деятельность СМИ и конкретно направлены на борьбу с дискриминацией женщин в медиа-пространстве.

Как видим, тема «Женщины и СМИ» достаточно обширна. Поэтому я думаю, стоит разделить ее на несколько занятий. Сегодня я кратко познакомлю вас с  основными вопросами, а также дам список литературы по теме.





Роль  государства и СМИ в решении проблем гендерного равенства

Средства массовой информации как социальный и политический институт  способны оказывать существенное влияние на формирование политических процессов и общественного мнения.

Процесс формирования массового сознания и его взаимосвязь с системой массовой информации демонстрирует, что основные понятия и ценности эгалитарной политики медленно приживаются и в западной, и в российской медийной среде.

Причины трудностей достижения эгалитаризма в СМИ надо искать:

 1) в трудностях, с которыми сталкиваются любые политики гендерного равенства в социумах;

2) в особенностях функционирования масс-медиа.

На постсоветском пространстве превращение СМИ в вид бизнеса и повышение их капитализации не способствовали достижению гендерного равенства. В экономике существует понятие фиаско рынка, означающее, что рыночные механизмы сами по себе не решают социальные проблемы. Точно так же они не решают и проблемы искоренения дискриминации женщин в медиа пространстве.

Если рассматривать современный российский медиа-рынок, то нужно отметить следующие основные тенденции:

1)      приход зарубежных издательских групп;

2)      укрупнение издательских домов; монополизация системы распространения;

3)      рост рекламного рынка;

4)      активизация государственной политики в сфере СМИ (СМИ подконтрольны государству при формальном отсутствии цензуры).

Современные средства массовой коммуникации создали мощную информационную основу технологии власти и социального управления. При этом масс-медиа — крупный, динамично развивающийся вид бизнеса. Анализ процесса капитализации российских СМИ и участия в этом процессе государственных институтов позволяет с высокой степенью вероятности утверждать, что за последние 10 лет на рынке СМИ прослеживается процесс монополизации информации со стороны государства.

В настоящее время более 80% зарегистрированных печатных СМИ являются изданиями либо учрежденными, либо дотируемыми (напрямую или косвенно) из бюджетов различных уровней.

Таким образом, в России именно государство определяет «правила игры» в информационном пространстве, располагает для этого всем необходимым инструментарием влияния. В компетенции государства находится также решение вопросов введения гендерного образования в профессиональную подготовку журналистов и медиа-менеджеров. Поэтому отношение СМИ к женской теме является одним из основных показателей степени демократизации общества.

Правовые механизмы

Основы для решения проблем гендерного равенства в масс-медиа, как и равенства в информационной сфере вообще, были заложены ещё в 1950 году в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Статья 10 Раздела I «Права и свободы» гласит: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ…» (Рим, 4 ноября 1950 г.).

Однако также очевидно что свобода слова не есть вседозволенность, поэтому в 1954 году Конгрессом Международной Федерации журналистов была принята Декларация принципов поведения журналистов, в  основе которой заложен тезис о том, что установление норм и руководящих принципов профессии должны устанавливаться самими журналистам с учётом мирового опыта и совершенствоваться по мере развития цивилизованных, честных отношений в сфере СМИ. 

Гарантии свободы слова и запрет цензуры установлены как в международных документах, так и в законодательствах большинства стран — членов ООН и ЕС. Тем не менее, декларация свободы слова и её реализация на практике — не одно и то же.

Ограничения свободы слова могут осуществляться самыми разнообразными способами: в тоталитарных государствах это институциональные механизмы, в странах с рыночной экономикой — рыночные механизмы, а также определение государством экономических и политических приоритетов.

По идее  препятствовать давлению государства на СМИ (то есть явной и скрытой цензуре) могут профессиональные объединения журналистов, профессиональные кодексы журналистов, включающие в себя принципы недискриминации и гендерной корректности. Но в российской медиа-среде преобладают верноподданические, сексистские и мизогинные тенденции.  Поэтому как правило законы, направленные на искоренение дискриминационных практик в отношении женщин, здесь не работают.

Перечислю, какие основные профессиональные принципы журналистского сообщества нарушает большинство российских СМИ.

1)      Декларация принципов поведения журналиста, принятая Международной Федерацией журналистов (Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2-6 июня 1986 года).
Пункт 7 указанной Декларации гласит: «Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения».

2)      В Пекинской платформе действий, принятой на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995 г.), содержится призыв к СМИ и рекламным агентствам разработать «сообразно с принципом свободы волеизъявления руководящие принципы и кодексы профессионального поведения и другие формы саморегулирования в целях содействия презентации нестереотипного образа женщины, а также в отношении искоренения сцен насилия, унижающих достоинство, или порнографических материалов, касающихся женщин».

3)      ООН среди прочих стратегических целей обозначила роль СМИ в достижении гендерного равенства. А именно:

·         расширить доступ женщин к работе в средствах массовой информации на должностях, предполагающих принятие решений;

·         содействовать созданию сбалансированного и нестереотипного образа женщины в СМИ и рекламе.

Исследования гендерного аспекта СМИ

В теории гендерных исследований, как в недавно сформировавшейся академической дисциплине пока слабо представлена гендерная проблематика в контексте теории средств массовой информации.

Впервые в России специальный семинар «Женщины и СМИ» появился на факультете журналистики МГУ в 1996 г. Ведущие — Ирина Юрна и Надежда Ажгихина. По результатам данного семинара подготовлены и защищены 7 дипломов и 2 кандидатские диссертации. Также обсуждение и анализ гендерных проблем в  СМИ проводились в рамках ежегодных Круглых столов на факультете журналистики МГУ. По их итогам регулярно выпускались сборники материалов и выступлений. Выпускались аналитические сборники, в частности: «Образы женщин в современной журналистике. Анализ федеральной и региональной прессы».

Необходимо отметить, что литература по теме представленности интересов женщин в СМИ, а также документы по ней печатаются малыми тиражами (500 — 1000 экз.) либо относится к разряду ведомственных документов, которые практически не публикуются. Тексты данных изданий и документов можно найти только в сети Интернет на сайтах неправительственных женских и правозащитных организаций.

Образы женщин в СМИ: гендерная цензура

Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Такс «Сила слова», изданной при участии интернациональной группы писательниц — членов международной писательской организации «Женский мир» («Women's World») — Всемирной организации женщин в защиту прав, литературы и развития.

Эта группа изучает проблемы гендерной цензуры с 1986 года. Исследовательницы исходят из определения цензуры, которое шире традиционного, используемого большинством правозащитных организаций:

«Мы определяем цензуру как всякий способ, с помощью которого идеи и произведения искусства, которые выражают взгляды, не совпадающие с доминирующей идеологией, не допускаются к предполагаемой аудитории, — пишет Мередит Такс. — Такие произведения могут быть конфискованы или запрещены, проигнорированы, оклеветаны, осмеяны или намеренно ложно истолкованы.

 Гендерная цензура, как мы её видим, гораздо шире и более распространена, чем официально организованный контроль. Она встроена в целый ряд общественных механизмов, которые  заглушают голоса женщин, отрицают ценность их опыта и исключают женщин из политического дискурса.

Цель такой цензуры — затуманить реальные условия жизни женщин и несправедливость партиархальных гендерных отношений. Она ставит перед собой задачу запугать писательниц и журналисток, избирая в качестве мишени тех женщин, которые не хотят «знать своё место», чтобы тем самым заставить замолчать других. Среди тех, кто заставляет молчать писательниц, есть государственные чиновники и религиозные фанатики. Однако существуют и другие силы цензуры: родители, которые считают, что не имеет смысла вкладывать деньги в образование дочерей, учителя, которые советуют девочкам ограничить свои амбиции материнством, издатели, которые не считают нужным публиковать книги, написанные женщинами, и критики, неспособные всерьёз воспринимать произведения, созданные женщинами»

Наталья Иванова в статье «Ежовые рукавицы и бархатные перчатки сексизма» пишет:

«Гендерная цензура в культуре приводит к тому, что процветает мифология, нацеленная на подавление и заглушение любых взглядов, подрывающих исходный прамиф о «естественности» подчинённого положения женщины. При этом гендерная цензура опирается не только на виртуозно отработанные в нашем обществе механизмы подавления, но и на современные технологии манипулирования массовым сознанием. Она неприкрыто агрессивна в продвижении идеи о якобы «естественности» социального неравенства женщин».

Гендерная цензура (Gender censorship (англ.)) — цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений.

Гендерную цензуру можно проследить в политических и экономических приоритетах, которые попустительствуют глобальной женской неграмотности. Неграмотность многих женщин в современном технологичном мире — не просто следствие бедности и непосильного труда, но и общественный механизм, направленный на сохранение дискриминации. Нападки на женское образование в странах, где господствует фундаментализм — звенья все той же цепи (самая сильная метафора гендерной цензуры — это паранджа). Однако гендерная цензура существует и ярко проявляет себя и в Европе, и в Северной Америке, и в России. 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments